Радиодетали

Купим радиодетали 8(965)299-60-69

Наши офисы

Спасибо, что посетили наш сайт!
вы можете подписаться на RSS чтобы узнавать обо всех обновлениях на нашем сайте. До встречи!

Добавить в избранное

Конденсаторы

Гапоненко В.
Ф.

.

Яворский О. Б.

.

Роль органов
внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятий по
производству и переработке драгоценных металлов: критерии оценки

(The role of interior bodies to provide the
economic security for production and processing of precious metals: criteria of
evaluation)

Первым шагом в реализации
мер, направленных на увеличение производства драгоценных металлов и конденсаторов в России,
стало Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. о включении в
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж] [1] драгоценных металлов,
ОАО НПК «Супер металл» и ЗАО «Уральские Инновационные Технологии» [4]. По
мнению специалистов золотодобывающей отрасли, объем производства золота к 2010
г. достигнет 190–200 т, а к 2012 г. – уже 225 т. Увеличение добычи драгоценных
металлов прогнозируется за счет разведки месторождений, использования
принципиально новых научных подходов и технологий обогащения при безусловном
соблюдении мер экологической безопасности.

Тем не менее
по итогам 2009 г. использование производственных мощностей аффинажных заводов в
среднем составило всего 9 %. Отметим, что и Приокский, и Новосибирский, и
Красноярский заводы цветных металлов могут самостоятельно переработать весь
современный объем добычи золота в России. Думается, поэтому предпринимаемые
меры не приведут к увеличению объемов производства драгоценных металлов в
стране. Добавленные в Перечень предприятия будут производить аффинаж в объемах,
необходимых им исключительно для выпуска своей уникальной специфической
продукции.

В настоящее
время Перечень включает 12 предприятий, расположенных в четырех субъектах
Российской Федерации.

Для органов
внутренних дел увеличение количества предприятий золотоплатиновой отрасли, а
также рост добычи и производства драгоценных металлов предполагает увеличение
служебной нагрузки при выполнении задач по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений на обслуживаемых территориях [3, ст. 2].

Министерство
внутренних дел России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел [1]. Органы
внутренних дел исполняют свои функции в условиях существования значительных
разногласий между действующим законодательством и обращением драгоценных
металлов. В частности, не решены вопросы о статусе «вольных старателей»,
переработке лома ювелирных изделий, поступающего через ломбарды,
транспортировке драгоценных металлов.

К
подразделениям, непосредственно осуществляющим борьбу с преступностью в сфере
оборота драгоценных металлов на федеральном уровне, относится 4-й отдел по
борьбе с фальшивомонетничеством и незаконным оборотом драгоценных металлов и
драгоценных камней Оперативно-розыскного бюро № 7 Департамента экономической
безопасности МВД России и территориальные подразделения по борьбе с
экономическими и налоговыми преступлениями на региональном и местном (районном)
уровне. Задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений решаются в тесном взаимодействии с другими подразделениями,
например, со службами участковых уполномоченных, транспортной милиции и
вневедомственной охраны (которые на договорной основе осуществляют охрану
предприятий по производству и переработке драгоценных металлов, например, ОАО
«Щелковский завод вторичных металлов»).

Круг
интересов и компетенции МВД России по экономической безопасности предприятий по
производству и переработке драгоценных металлов пересекается с функциями ФСБ
России, о чем свидетельствуют проводимые совместные мероприятия по пресечению
преступлений в данной сфере.

Роль органов
внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятий по
производству и переработке драгоценных металлов заключается в осуществлении их
охраны подразделениями вневедомственной охраны[2] и раскрытии преступлений, где предметами противоправных посягательств
являются драгоценные металлы.

Количество
преступлений в сфере оборота драгоценных металлов не снижается. Негативные
свойства данных преступлений заключаются в том, что совершаются в составе
преступных групп, наносят крупный материальный ущерб и составляют более 95 % от
общего количества преступлений, совершаемых в данной сфере. К тому же такие
преступления прямо или косвенно влияют на развитие и конкурентоспособность
предприятий, следовательно, являются угрозой экономической безопасности всей
отрасли.

Золотоплатиновая
отрасль остается объектом внимания организованных преступных групп, включая
международные. В результате их противоправной деятельности (неуплаты налогов,
таможенных и иных платежей) государственный бюджет теряет значительные денежные
средства, при этом организаторы преступной деятельности получают
неконтролируемую прибыль, которая используется в теневом бизнесе.

Кроме того,
изменение криминальной сферы объективно требует оперативной реакции
законодателей, исполнительной власти и структур гражданского общества [5].

По данным
ДЭБ МВД России, только оборот подпольного рынка золота составляет около 10 т в
год. Часть его перепродается за рубеж, часть остается в России и используется в
производстве нелегальных ювелирных изделий или пополняет «золотой запас»
криминальных структур.

Выявляются
факты незаконной скупки, переработки, транспортировки и сбыта драгоценных
металлов в районах добычи промышленного золота. Причина состоит в том, что
мелким и средним предприятиям этой отрасли экономически не выгодно
самостоятельно добывать драгоценные металлы. Поэтому, создавая видимость добычи
(закупка техники, мелкие добычные работы), в конце промывочного сезона они
скупают промышленное золото у «хищников» и сдают его на перерабатывающие заводы
как добытое непосредственно предприятием.

Значительная
часть неучтенного промышленного золота сдается на перерабатывающие предприятия,
которые производят металл высокого качества, соответствующего установленным
ГОСТам, но не имеют на это разрешения. При этом предприятиями-переработчиками
нарушается установленный порядок оборота драгоценных металлов, что препятствует
осуществлению контроля со стороны государства за реальными объемами оборота
драгоценных металлов. Как следствие незаконной деятельности этих предприятий, –
нарушается принцип приоритетности государства при закупке драгоценных металлов.

Нелегальным
аффинажем конденсаторов  занято более 400 предприятий в различных регионах страны. Как
правило, они расположены на закрытых объектах, в лабораториях оборонных
предприятий, что затрудняет сотрудникам правоохранительных органов разработку,
документирование и пресечение преступной деятельности таких организаций.

На
сегодняшний день отсутствует государственная монополия на скупку золота.
Согласно действующему законодательству приемщики ювелирных изделий обязаны
сдавать их на аффинажные заводы, но значительная часть этого сырья уходит в
«серый» оборот. Золото нелегально переплавляется и обретает новую жизнь в виде
различных ювелирных украшений. Подделку обнаружить трудно, так как качество
незаконного клеймения высоко, а у Российской государственной пробирной палаты
нет ресурсов для широкой проверки.

После
очистки неучтенное золото в слитках возвращается владельцу и реализуется по
трем направлениям: в ювелирную промышленность (45 %), в банки (30 %), в
качестве промышленного материала высокотехнологичных производств (25 %).

Если
заказчики, которым аффинажные предприятия поставляют свою продукцию, известны,
то о поставщиках лома и вторичного сырья данных нет. Отсутствие поставок
говорит об отсутствии механизма, прежде всего законодательного, регулирующего
контроль над заготовкой и сдачей лома и вторичного сырья на аффинажные
предприятия.

Примером
нарушения Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от
26 марта 1998 г. [2] может служить следующий факт. В 2009 г. Министерство обороны
приостановило обработку и реализацию лома и отходов драгоценных металлов,
образующихся в воинских частях. Эта работа, не требующая бюджетного
финансирования, должна была выполняться перерабатывающими организациями, а
вырученные денежные средства – поступать в распоряжение воинских частей и
формирований. В результате такого решения Минобороны десятки предприятий в
регионах остались без заказов, возникла угроза хищений драгоценных металлов из
лома и отходов, которые не перерабатывались.

На
сегодняшний день остро стоит вопрос об организации (с обязательным учетом и
отчетностью) утилизации автомобильных катализаторов бензиновых двигателей для
очистки выхлопных газов [8, с. 59], имеющих в своей конструкции драгоценные
металлы платиновой группы. Отметим, что в развитых странах объем производства
вторичных металлов, включая драгоценные, достигает 25–40 % от общего объема
производства, а в 2009 г. он достиг 50 %. В России извлечение вторичного золота
составляет 3–4 % [7].

Эти проблемы
свидетельствуют об отсутствии стратегических установок и системы
взаимосвязанных мер в регулировании данной сферы. Основные причины мы видим в
недостоверности данных учета содержания драгметаллов в ломе, примитивной
технологии извлечения, обусловливающей значительные потери металла при
переработке лома, слабом государственном контроле и отсутствии соответствующих
проверок.

Органами
внутренних дел выявляются факты незаконного ввоза российскими и иностранными
юридическими и физическими лицами на территорию России крупных партий дорогостоящих
ювелирных изделий, выполненных из драгоценных металлов, что является угрозой
экономической безопасности.

Значительная
часть попадающих в незаконный оборот драгоценных металлов похищается на
предприятиях, где они производятся или используются в технологических процессах
промышленного производства. Наиболее крупные хищения золота были выявлены
сотрудниками милиции с 1992 по 1995 г. на федеральном государственном унитарном
предприятии «Приокский завод цветных металлов» (г. Касимов Рязанской обл.). Здесь
в конце 1993 г. был похищен эталонный золотой слиток весом 12 кг, но даже после
тщательной проверки предприятия в тот момент пропажи драгоценных металлов не
было обнаружено. Думается, в силу особых обстоятельств руководство предприятия
старается скрывать имеющиеся проблемы, что в дальнейшем создает серьезную
угрозу экономической безопасности самого предприятия и является предпосылкой
роста преступности в целом по региону.

Хищения
драгоценных металлов на предприятиях золотодобывающей отрасли продолжаются. Так,
ущерб от хищений драгоценных металлов на предприятиях «Норильского никеля» в
2006–2008 гг. оценивался свыше 9 млн дол. [6]. В 2006 г. эта цифра составила
около 3,5 млн дол., в 2007 г. – около 4 млн дол. При этом ежегодный объем
производства драгметаллов на предприятиях «Норильского никеля» составляет около
2,2 млрд долл. На мероприятия по охране и предотвращению хищений «Норильского
никеля» ежегодно тратится около 1,5 млрд руб. По мнению руководства
«Норильского никеля», эти затраты с учетом стоимости единицы продукции – одни
из самых низких в отрасли.

Существование
вышеперечисленных угроз экономической безопасности предприятий по переработке и
производству драгоценных металлов обусловлено недееспособностью государственных
институтов регулирования рынка и отсутствием биржи драгоценных металлов[3], запретом на непромышленное старательство, ограничением рентабельности
вследствие государственного регулирования цен на драгоценные металлы, высоким
уровнем налогообложения и таможенных пошлин, неспособностью государства
реализовать правовой запрет по добыче и производству драгоценных металлов,
наличием большого количества субъектов обеспечения экономической безопасности
предприятий отрасли и отсутствием взаимодействия между ними.

Отсутствие
единого государственного органа, отвечающего за развитие золотоплатиновой
отрасли, рассредоточение функций государственного регулирования и контроля в
различных министерствах и ведомствах приводят к утрате государством влияния в
этой сфере. Переход золотодобывающих и перерабатывающих предприятий в частную
собственность не позволяет правоохранительным органам в полной мере пресекать
их противоправную деятельность, слабое взаимодействие правоохранительных и
контролирующих органов затрудняет обеспечение их безопасности. Сведения, которыми
располагает МВД России, не дают полной оценки складывающейся оперативной
обстановки на предприятиях и в целом по отрасли. Отсутствие доступа к
необходимой информации снижает выявление угроз как внутри предприятий, так и за
их пределами. В связи с этим появляется острая необходимость в достоверной
информации для реализации экономической безопасности предприятий по переработке
и производству драгоценных металлов.

Источниками
информации для анализа и оценки экономической безопасности могут стать: каталог
факторов риска и рисковых ситуаций; личный опыт руководителей предприятия и
специалистов; прогнозная информация; материалы ревизий, аудита, проверок
налоговой службы, лабораторного контроля, объяснительных и докладных записок,
совещаний, переписки; сведения, получаемые в результате личных контактов;
документы бухгалтерского учета и отчетности; статистические данные; сведения о
конкурентах, партнерах, поставщиках и потребителях; данные правоохранительных
органов о криминальной обстановке; экономическая, политическая, демографическая
ситуации в стране и регионе и др.

Основным
критерием экономической безопасности предприятий по переработке конденсаторов, и производству
драгоценных металлов для органов внутренних дел является оценка не только
преступности, ее количественный (например, количество зарегистрированных
уголовных дел, материальный ущерб от преступной деятельности и т.д.) и
временной показатели (например, в сравнении с аналогичным периодом прошлого
года), но и оперативной обстановки на обслуживаемой территории (факторы влияния
на рост или снижение преступности) с учетом количества лицензированных
аффинажных предприятий, осуществляющих сбор и переработку лома драгоценных
металлов, наличия и компетенции их охранных структур, проявления интереса к ним
криминальных организаций, количества ювелирных ломбардов на территории и др.

Эти данные
являются важными справочными показателями уровня экономической безопасности и
должны активно использоваться при разработке комплекса мер по обеспечению
безопасности, учитываться при расчетах и оценке.



 

 

 

 

И комментарии, и пинги закрыты.

Комментирование закрыто.